
76 собственников квартир в поселке Нейтрино могут быть выселены из своего жилья
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
76 семей в поселке Нейтрино Кабардино-Балкарии могут быть выселены на улицу, если суд удовлетворит иск территориального управления Росимущества в Кабардино-Балкарии о признании недействительными договоров о передаче им в собственность жилых помещений.
Поселок Нейтрино появился на карте в 1977 году в связи со строительством Баксанской нейтринной обсерватории (БНО) Института ядерных исследований РАН, располагающейся под горой Андырчи. Поселок возводился для проживания строителей тоннеля. Позже там же поселились ученые, которые приехали работать из столичных научных центров, обслуживающий персонал, а также работники инфраструктуры поселка.
После развала СССР штатная численность обсерватории была сокращена, многие специалисты уволились и покинули поселок, а часть жилых помещений опустела и была разорена. Местные, также оставшись без работы, продолжали жить в служебных квартирах, и живут до сих пор. Численность жителей поселка по переписи 2021 года составляла 606 человек.
Дома в поселке Нейтрино
В 2008 году руководство БНО приняло решение передать ту часть поселка, где продолжали жить бывшие работники и другие, в хозяйственное ведение ФГУП «ЖКХ ИЯИ РАН». Директором «ЖКХ ...» была назначена Текуева Аминат Салиховна. В задачи предприятия входило обеспечение поселка коммунальными услугами – отоплением, водой, газом, электроэнергией и сбор за них, а также за техническое обслуживание домов, соответствующих платежей.
О том, как успешно происходил сбор, можно судить по тому, что в 2021 году «ЖКХ..» подало на банкротство. К тому времени долг предприятия перед БНО составляо более 18 миллионов рублей, а к настоящему времени - превышает 20 миллионов. На предприятии было введено конкурсное управление. Конкурсным управляющим был назначен Али Биджиев. Конкурсное управление продолжается до настоящего времени.
9 марта 2022 года на собрании кредиторов должника, на котором, судя по протоколу, присутствовал единственный кредитор – представитель БНО, было принято решение об исключении из конкурсной массы 76 жилых помещений и передаче их в собственность граждан. Кредитор не возражал. Арбитражный суд КБР утвердил данное решение. Обсерватория не возражала. Квартиры были приватизированы жильцами.
===
Территориальному управлению Росимущества по КБР об отчуждении 76 жилых помещений, которые находились у ФГУП «ЖКХ ИЯИ РАН» на праве хозяйственного ведения, и передаче их в собственность граждан стало известно в июле 2025 года.
В исковом заявлении ТУ говорится, что предприятие «не вправе передавать недвижимое имущество, которым оно располагает на праве хозяйственного ведения» без согласия собственника, что подобные действия противоречат закону.
«ЖКХ ИЯИ РАН не являлось собственником объектов недвижимости, которыми распорядилось по своему усмотрению, они находились в собственности Российской Федерации. Согласование сделок по ним осуществляется ТУ Росимущества, посредством издания соответствующего распоряжения. При отсутствии такого распоряжения ЖКХ ИЯИ РАН не вправе было заключать ни договор социального найма в отношении спорного жилого помещения, ни тем более передавать его в собственность».
Спорные помещения могли быть предоставлены ответчику предприятием на основании договора служебного найма на период трудовых отношений.
«Согласно статье 4 Закона РФ «О приватизации» служебные жилые помещения не подлежат приватизации», - говорится в исковых заявлениях.
ТУ просит признать недействительными договора о передаче в собственность жилых помещений и истребовать их из незаконного владения.
Одна из тех, над кем нависла угроза выселения из приватизированной квартиры – Хатуна Картидзе.
Женщина рассказала, что в 2005 году получила жилье в общежитии от ЖКХ ИЯИ РАН на основании ордера. Прожила там 20 лет.
«В 2020 году нас уже пытались выселить. Тогда мы проживали на основании договоров социального найма. Но тогда суд встал на нашу сторону и нас оставили. В конце прошлого года нам разрешили приватизировать жилье, но оказалось, что и приватизация не панацея от выселения».
Вопрос будет решаться в суде, и мы надеемся, что суд вспомнит о статье 40 Конституции РФ о том, что никто не может быть произвольно лишен жилища.