Изъятый силовиками дом активиста NIYSO в Грозном выставлен на продажу
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На платформах объявлений появились сообщения о продаже дома в Грозном, принадлежащего ранее активисту NIYSO Зелимхану Мустафинову. Недвижимость была изъята силовиками, при этом семья столкнулась с давлением.
Как писал "Кавказский узел", в Чечне задержаны как минимум шесть родственников людей, которые сотрудничают с оппозиционным властям телеграм-каналом NIYSO. Это произошло на фоне угроз из уст Рамзана Кадырова в адрес причастных к нападению на силовиков в Ачхой-Мартане, каковыми глава региона назвал четверых сотрудников канала. 11 апреля активисты NIYSO сообщили "Кавказскому узлу" о репрессиях в отношении родственников комментаторов и администраторов движения в Чечне. В частности, власти Чечни выдворили их родных в Ингушетию, а перед этим провели в местных мечетях обряды остракизма.
7 апреля Telegram-канал "Инцидент Новосибирск" опубликовал ориентировки на 39-летнего уроженца Чечни, автора чеченского оппозиционного телеграм-канала NIYSO Зелимхана Мустафинова и 43-летнего Джабраила Тухиева как подозреваемых в подготовке теракта. Мустафинов с 2020 года находится за границей и не посещал ни Чечню, ни Россию, рассказал 12 апреля "Кавказскому узлу" один из администраторов движения NIYSO. 13 апреля представители NIYSO сообщили о начале выселения и конфискации имущества родственников четверых участников проекта.
На платформе Avito появилось объявление о продаже дома, принадлежащего Зелимхану Мустафинову, автору ТГ-канала чеченского движения NIYSO. Это уже вторая попытка продать дом, предпринятая, как утверждают в движении, чеченскими силовиками.
В NIYSO "Кавказскому узлу" сообщили, что проблемы у Мустафинова начались пять лет назад, задолго до участия в движении. "Он задерживался силовиками, у него отобрали дом. Затем, когда он уже покинул Чечню и начал вести информационную деятельность, он сделал обращение касательно дома к Кадырову, его до сих пор пытаются продать и объявления висят в "Авито", - рассказал администратор канала NIYSO в комментарии корреспонденту "Кавказского узла".
При этом он отметил, что движение не располагает точной информацией относительно того, кто именно продает дом и на кого он оформлен.
"Объявление опубликовано от имени какой-то фирмы, а другое, по продаже второго дома, - от частного лица. Касательно того, как эта схема работает, сказать не можем. Но когда, например, в апреле выселяли наших родственников, отбирая имущество, их заставляли подписать бумаги. Как нам кажется, это были документы, связанные с передачей прав на имущество. Дом Зелимхана был оформлен на его жену, ее заставили подписать аналогичные документы", - рассказал представитель движения на условиях анонимности.
Как рассказали корреспонденту "Кавказского узла" родственники Зелимхана Мустафинова, "проблемы с имуществом у них начались пять лет назад вместе с претензиями силовиков к самому Зелимхану и его бизнесу".
"Зелима дома нет уже пять лет, с тех пор как все это началось. Они пытались выманить его домой через родных. Сначала преследовали родных. Когда они выехали, дошло дело уже до двоюродных дядей, до двоюродных братьев. Пять лет назад он высказывал недовольство в адрес власти, у него все время пытались взять какую-то дань, поскольку он работал с Китаем, у него пытались отжать бизнес, либо требовали долю от доходов. С этого все и началось", - рассказал родственник Мустафинова на условии анонимности.
По его словам, преследованием Мустафинова занимался один из представителей силовых структур. "Первая волна коснулась непосредственно родных братьев, матери, его жены. Их задержали, мать и супруга Зелима находились в своем доме в селе Толстой-юрт. А второй дом Зелимхана находился в городе Грозный по улице Чукотской. В Толстой-юрте в октябре 2020 года три месяца мать и супругу Зелимхана держали под домашним арестом. Никого не подпускали и не давали им выходить. Только еду можно было передавать и все. Дом по Чукотской "арестован" с этого времени. Двое <представителей силовой структуры>, одного из которых супруга Зелимхана опознала, пришли, заставили переоформить дом в Грозном на них. С тех пор этот дом они пытаются продать, не отдают. И последняя попытка продажи дома - это уже второй эпизод. Первый эпизод был где-то год спустя или около того после изъятия. Дом в Толстой-юрте тоже арестован, ключи забрали. Но там другая история. На него уже претендует Грозненский РОВД, его позже забрали", - рассказал близкий родственник.
Он сообщил, что дом в Грозном по улице Чукотской, в котором Зелимхан жил со своей семьей, детьми, потребовали освободить сразу, как только его начали преследовать.
"Его жену и детей сразу выселили. Даже вещи детей не дали забрать, вообще ничего трогать не дали. Жена Зелимхана находилась в тот момент у матери в селе Толстой-Юрт, где в итоге они пробыли под домашним арестом три месяца. А четверо детей Зелимхана были у матери жены. Семья Зелимхана смогла покинуть Чечню только две недели назад", - рассказал собеседник.
Переоформление имущества осуществлялось под давлением, отметил родственник.
"Все заставляли сделать жену Зелимхана, она подписала эти документы. Она говорит, что земля, участок были оформлены на ее имя, а документы на оформление дома она только подала тогда в мэрию. Дом был новый практически, только закончили его. Прописать она никого не успела, документы в процессе находились. А так в доме жили она и ее четверо детей. Ее заставили подписать нотариально заверенный договор купли-продажи, подробно прочитать ей не дали. Весь процесс преследования курировал <один из силовиков>. Он и родного брата Зелимхана забирал, держал его в подвале, он это тоже подтверждал", - рассказал мужчина.
Дом, как сообщают родственники, на площадках объявлений продается по цене до 20 миллионов рублей.
"После этих событий я видел несколько раз, когда проезжал мимо, и знакомые говорили, что там стоит машина силовиков - УАЗ "Патриот" защитного цвета. Говорят, эта машина там стоит все время. Я в курсе был, что три года там кто-то жил и сторожил это место. Первый раз они пытались продать этот дом через какого-то риэлтора, но после того как информация распространилась, риэлтор это объявление снял, заявив, что был не в курсе того, что там произошло и что уберет это объявление. А второе объявление, последнее, было размещено 11 августа. И примерно 24 сентября я от знакомых узнал, что дом пытаются вновь продать. Но 28 сентября объявление уже сняли", - рассказал мужчина. Он предположил, поскольку вновь поднялся шум, они решили снять, но у меня есть скрины", - рассказал мужчина.
Выяснить, кто именно живет в доме по улице Чукотской, родным Мустафинова не удалось, однако они убеждены, что это представители силовой структуры, которые причастны к аресту дома.
"Кавказский узел" направил запросы в Росреестр и Нотариальную палату Чеченской Республики, а также в администрацию Грозного, чтобы проверить, на кого в настоящее время зарегистрирован дом Зелимхана Мустафинова, когда и на каких основаниях происходило переоформление прав собственности и удостоверялись ли соответствующие сделки нотариально.
Мы обновили приложения на Android и IOS! Будем признательны за критику, идеи по развитию как в Google Play/App Store, так и на страницах КУ в соцсетях. Без установки VPN вы можете читать нас в Telegram (в Дагестане, Чечне и Ингушетии – с VPN). Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсетях Facebook*, Instagram*, "ВКонтакте", "Одноклассники" и X. Смотреть видео "Кавказского узла" можно в YouTube. Присылайте в WhatsApp* сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.
источник: корреспондент "Кавказского узла"